Дороги, тротуарная плитка, заборы, фасады и крыши зданий разрушаются в областном центре едва ли не каждый день. Популярные аккаунты публикуют фото смертельно опасных строений.
Насколько велика вероятность, что повторится жуткая трагедия, случившаяся у ивановского политеха, где куском стены убило молодую студентку? Расследование РИА «SM-News».
История вопиющей трагедии
31 марта 20-летняя Настя Нажимова шла мимо неучебного корпуса ивановского политехнического университета в центре Иванова, где в день проходят сотни жителей и гостей.
Этот маршрут стал для девушки последним. На нее с крыши упала одна из строительных конструкций весом в 500 килограммов.
Настя погибла на месте. «Взяла удар на себя», как потом говорили в соцсетях встревоженные ивановцы.
Действительно, после трагедии опасное здание огородили сигнальными лентами и выставили туда патруль полиции и ДПС.
На следующий день к зданию прибыла специальная комиссия во главе с губернатором Станиславом Воскресенским. Как раз в тот момент, когда он давал интервью и распоряжался подсчитать все опасные здания в облцентре, еще одна строительная конструкция упала чиновникам прямо под ноги.
Увидел ли в этом какой-то дурной знак губернатор, сказать сложно. Но испугался однозначно: было видно по глазам.
Жертв могло быть и больше, если бы после гибели Насти здание политеха не огородили.
Это звучит страшно, но трагедии, по всей видимости, ждали. В этом уверена мать погибшей 20-летней студентки Анастасии Нажимовой. Еще год назад ректор Политеха, депутат гордумы от «Единой России» Евгений Румянцев в интервью местным СМИ заявлял о том, что подведомственное ему здание на улице 8 Марта представляет реальную опасность.
Тем не менее, никаких мер после этого откровения не последовало. И закономерным исходом стала ужасная гибель девушки, которая просто шла мимо здания. И в буквальном смысле оказалась погребенной под 500-килограммовым куском стены.
Откроем небольшую тайну: Румянцев это здание планировал продать, вместе с возможными проблемами. Но не успел. И покупатель теперь уже найдется вряд ли.
Ивановцы сразу после трагедии единогласно заявили, что Румянцева нужно уволить и именно его, руководителя, привлечь к ответственности, а дословно «посадить».
Кстати, ни одного официального комментария после вопиющей трагедии он не дал.
«Иваново давно напоминает поле военных действий»
И случившееся, и ситуация с подобными зданиями в городе взволновала многих. Высказались и рядовые жители, общественники и политики.
Депутат областной думы Дмитрий Шелякин, например, открыто заявил на своих страницах в соцсетях, что «Иваново уже давно напоминает поле военных действий».
«Люди добираются на работу по тротуарам по колено в грязи, перепрыгивая многометровые лужи и канавы, автомобилисты украдкой ездят по бескрайним озерам, там, где когда-то были дороги, надеясь не потерять колеса в ямах, скрывающихся под толщей воды, а сверху на головы людей валятся куски зданий».
О том, что кто-то должен понести ответственность за гибель невинного человека, и ответственность максимальную, он заявил громогласно.
«Тогда собственники и управляющие организации других «мин замедленного действия» подумают о надлежащем содержании зданий. Но, скорее всего, как это часто бывает, опять назначат виноватым какого-нибудь коменданта здания, который может быть и не раз говорил руководству о возможной беде, но начальство было занято более «важными» делами».
Во многом Шелякин оказался прав: виновного нашли. Им оказался директор АХЧ вуза Сергей Халезов. Ему предъявили обвинение в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека.
И меру пресечения в виде запрета определенных действий определили только после ходатайства родственников погибшей в областной суд.
К слову, крышу здания, откуда и посыпалась конструкция, ремонтировали в ноябре 2019 года.
Гнилой центр и многоквартирные дома
Первое время после ЧП в городе бросились проверять и подсчитывать опасные здания. Жители в соцсетях заявили сразу: их очень много, каждое десятое строение, начиная со сгоревшего УМВД, недавно отремонтированного здания железнодорожного вокзала, закачивая главным корпусом медицинской академии и заброшенным зданием военкомата.
Местные чиновники насчитали таких опасных объектов около трехсот. Причем, среди них немало зданий в центре города.
Самое печальное, что 2/3 этих зданий – многоквартирные жилые дома. То есть погибнуть под завалами внезапно может каждый.
«Задача членов комиссии проверить объекты, на которых есть видимые дефекты и повреждения и на которых отсутствует государственный надзор. Проводим визуальный осмотр здания. После мы направляем владельцам зданий акты с рекомендациями для принятия первоочередных мер по устранению угрозы жизни и здоровью людей, а также проведению плановых и текущих ремонтов», — рассказал начальник управления ГО и ЧС администрации г. Иваново Эдуард Осипов.
Местный краевед Александр Тихомиров уточнил, что сейчас в основном активно рушатся дома довоенного времени, такие, как «Дом-корабль» и «Дом-подкова», выстроенные в стиле конструктивизма.
Причем многие из аварийных зданий – объекты культуры и даже имеют высокий статус «достопримечательного места».
«Если говорить о здании бывшего архитектурно-строительного института, политеха, то упали парапетные ограждения кровли. Они выполняли функцию снегозадержания», — уточнил краевед Александр Тихомиров.
Вообще такие «исторические» здания нужно ремонтировать, тщательно следить за их состоянием, то есть тратить огромные средства на содержание, соответственно, на безопасность.
Только в Ивановской области желающих взять такие здания на баланс нет.
Катастрофичной можно назвать ситуацию с музейными зданиями. Но помимо этого рушатся и сыплются и современные конструкции. Например, здание только что отремонтированного железнодорожного вокзала.
Или вот из хроники 30 апреля.
Да что говорить, даже забор, которым огородили место гибели Насти Нажимовой, рухнул на проезжую часть.
Впрочем, в областном центре осталось еще чему падать. А это значит, опасность сохраняется.