На их счету – сотни спасенных: дети, пожилые людей, которым нужна помощь. В минуту отчаяния родственники пропавших людей обращаются за помощью в отряд «ЛизаАлерт». Счастливы все, когда во время поиска в рации раздается заветное: «Найден. Жив!».
Собеседник РИА «SM-New» — Светлана Александрова, инфорг поискового отряда «ЛизаАлерт» Ивановской области. Почти три года она занимается поисками людей. И не понаслышке знает, что такое искренняя любовь к родному человеку, слезы счастья и горечь утраты.
— Мы всегда надеемся, что поиски закончатся результатом «Найден. Жив». Когда человек найден, но погиб – это общая трагедия. И мы все это очень переживаем. Но самое страшное, когда слова «Найден. Погиб» относятся к ребенку. Такие ситуации, к сожалению бывают. И восстанавливаться поисковикам от каждой такой трагедии очень сложно. Все мы люди, и такие потрясения не получается пропустить мимо себя.
«Мир на самом деле добрый»
— Светлана, расскажите, как вы пришли в отряд, почему?
— В моей жизни была ситуация, связанная с заболеванием ребенка. И нашлись люди, которые пришли на помощь. Я даже не ожидала, что люди просто придут и помогут. А когда все закончилось благополучно, я поняла, что ведь тоже могу кому-то помочь. У меня есть для этого ресурс. А главное — силы и желание.
Так я пришла в отряд. Сначала следила за его деятельностью, потом твердо решила, что тоже буду помогать. Узнала, как это сделать, находясь дома, потому что понимала: с детьми в лес выезжать не смогу.
— Кто такой инфорг?
— Я нашла такую стезю, как инфогруппа. Сюда входят люди, которые звонят родственникам пропавших людей, полиции, МЧС. пожарным…, собирают максимум информации о человеке, его приметах, обстоятельствах исчезновения и пр. Они выполняют огромный пласт работы. В Ивановской области 12 инфоргов. Многие из нас волонтерской деятельностью занимаются в свободное от работы время, помимо домашних дел и семьи.
У некоторых вторые половины тоже в отряде. Мы научились совмещать отряд, работу, семейную жизнь.
Когда идет активный поиск, случается, все дела отодвигаем на второй план. Друг другу обязательно помогаем. К организации поиска одного «потеряшки» могут подключиться другие инфорги.
— С приходом в отряд «ЛизаЛерт» что-то изменилось в вашей жизни?
— Вокруг меня появились поистине добрые люди. В отряд приходят люди, умудренные жизненным опытом, которые много переосмыслили, могут помочь и делают это от души. И когда в твоей жизни появляется немало таких людей, ты начинаешь воспринимать и оценивать мир по-другому. Понимаешь, что мир на самом деле добрый. А не тот, каким мы его привыкли видеть с экрана телевизора в криминальной хронике.
«Когда звучит – найден, жив – это чудо»
— Светлана, расскажите немного о тех людях, которые, жертвуя своим временем, иногда и здоровьем, идут спасать других. Кто они, волонтеры ивановского отряда «ЛизаАлерт»?
— Средний возраст волонтера 30-35 лет. К этому времени люди обладают определенным багажом знаний, у них своя позиция жизненная, опыт, свои определенные установки. Это зрелые люди, которые пришли сюда не ради интереса или альтруизма. Они идут, зная, что делают и чем конкретно могут помочь.
— А ваша жизненная позиция?
— Моя позиция такая: не ждите от жизни чудес, помогайте делать чудеса сами. Потому что каждый поиск, завершенный статусом «Найден, жив», когда к нему подключается отряд, – это маленькое чудо.
В отряде, как и в любом коллективе, есть смена участников. Кто-то уходит, кто-то приходит. Но все же количество людей прибавляется. Все волонтеры обладают такими качествами, как отзывчивость, серьезность. Это люди сконцентрированные, собранные, добрые. Люди с открытой душой.
— Как попасть в ваши ряды?
— У нас есть форум lizaalert.org. Есть страница ВКонтакте. Здесь можно зарегистрироваться. Можно позвонить на горячую линию 8 800 700 54 52 и сказать, что вы хотите стать волонтером. Звонок передадут в регион, и с вами свяжутся.
Помощь отряду нужна самая разная. Нужно печатать ориентировки. Нужно ездить в лес на активные поиски. Инфорги занимаются сбором информации. Отряд всегда рад любому новому участнику.
«Слезы градом: три дня провела в лесу – и живая!»
— Светлана, насколько быстро вы приступаете к поискам? Ведь когда человек пропал, дорога каждая минута. Он может находиться в реальной опасности, в состояние шока он может быть дезориентирован. Ему может требоваться срочная медицинская помощь.
— Заявка родственников с горячей линии поступает в регион. Среднее время, когда инфорг берет заявку в работу, — 5-7 минут. Как только инфорг понимает, что нужен выезд, пишет об этом координаторам. Координаторы сообщают, что берут поиск. И мы начинаем сбор людей. От момента подачи заявки до момента сообщения о готовящемся выезде проходит около минут 30.
Родственники обязательно пишут заявление в полицию, если поиск ведется в городе. С полицией у отряда хорошо налажено взаимодействие. Когда человек потерялся в лесу, родственники чаще всего в первую очередь звонят сразу нам или в 112. В свою единая диспетчерская служба или инфорг поиска в любом случае ставит полицию в известность.
Отряд «ЛизаАлерт» также взаимодействует с МЧС, областным поисково-спасательным отрядом. Особенно с ними контактирует наше направление «Лес на связи» — волонтеры, которые помогают найти людей, находящихся в лесу с работающим телефоном.
— В ваших рассказах о поисках людей нередко звучит аббревиатура «лиса». Уточните, что она означает.
— «Лиса» – это группа людей, которая идет выполнять определенную задачу. Допустим, на выезд приехали 30 поисковиков. Координатор делит их на двойки — тройки, и каждая двойка-тройка выполняет поставленную координатором задачу.
— Каждый поиск, безусловно, — своя история: со счастливым концом или драматическая и трагическая. Какие поиски больше всего запомнились лично вам?
— Самым радостным, счастливым в моей жизни был поиск 80-летней бабушки из Савинского района. Она ушла за грибами и не вернулась. Наши ребята искали ее два дня и две ночи подряд. Результата не было. Люди устают, потому что человеческий ресурс не безграничен. На третью ночь в лес ехать было уже некому. А бабушка могла быть еще жива. Потому что, как показывает опыт, люди старшего поколения больше подготовлены к жизни в тяжелых и экстремальных условиях.
Я начинаю звонить ребятам во Владимирский регион, он граничит с Савинским районом. Прошу, чтобы они присоединились к поиску. И они меня услышали, пошли навстречу. С руководителем отряда приехали к ним на место поиска, показали на карте, где можно повторно проверить местность. Приезжаю домой, и мне пишет инфорг из Владимира: эвакуация. То есть пенсионерку нашли и эвакуируют из леса. И у меня слезы градом. Три дня в лесу провела пожилая женщина, и нашлась — живая.
«Двухлетний малыш испугался громких голосов и заплакал. Так мы его нашли»
— Что вы скажете грибникам? Они ведь чаще всего теряются в лесу.
— Да, в августе и сентябре чаще всего занимаемся поисками именно любителей собирать грибы. Хочу порекомендовать следующее — берите с собой заряженные сотовые телефоны, обязательно сообщайте родственникам/соседям место, куда пойдете, сообщите во сколько вы планируете вернуться, чтобы родные/знакомые как можно раньше начинали бить тревогу.
Потому что если вы не предупредите, родственники начинают бить тревогу в 8-9 вечера, с наступлением темноты. Основные наши силы находятся в Иванове. А люди могут пропасть например в Юрьевецком или Пучежском районе, до которых только ехать 3-4 часа. Раньше часа-двух ночи мы не приедем, и обратно еще 3-4 часа ехать. А большинство из нас с 8-9 часов работают.
Советуем брать с собой воду, перекус, конфеты. Чтобы в случае стресса было, чем себя поддержать.
Берите фонарики, спички, чтобы развести костер. Одевайтесь в соответствии с погодными условиями. Одним словом, заранее постарайтесь себя обезопасить на случай, если заблудитесь.
— Наверное, никто даже мысли не допускает, что потеряется…
— Самая частая фраза, которую мы слышим от людей-«потеряшек»: «Да я сто лет в этот лес хожу» или «Я с детства в этом лесу бываю»! Но, тем не менее, случается так, что теряются.
Лес несет за собой немало опасностей. Это, в первую очередь, животные. Во вторую, фактор стресса. Когда люди теряются, то оказываются в состоянии стресса. Это общее состояние организма. Человек испытывает колоссальную нагрузку.
Это самые большие опасности. Но еще можно получить травму. У нас были случаи, когда из леса выносили человека, который запнулся, упал и стукнулся головой. Он сам позвонил и сказал, что заблудился, что ему плохо.
Когда поисковики его нашли, он был на грани судорог. Но все обошлось: успели донести до «скорой».
«Наша невнимательность зачастую ведет к плачевным последствиям»
— Что самое страшное в поисках людей? Найти потерявшегося человека погибшим?
— Да. Вдвойне страшнее, когда речь идет о ребенке. К счастью, резонансная история с двухлетним малышом Степой закончилась счастливо. Мальчик несколько часов провел в лесу, в непосредственной близости от реки. Заявка к нам поступила около 9 часов вечера. Ребята очень быстро выехали. В 2 часа ночи малыша уже нашли. Шли и громко, звали малыша по имени. Он просто испугался и заплакал. Так его и обнаружили. В данном случае это было оптимально, потому что ребенок мог не отозваться чужим людям.
— Сколько волонтеров в среднем задействовано в поисках?
— Двухлетнего мальчика Степу, например, готовы были искать около 200 человек. В российских поисках, когда теряются дети и поиски затягиваются не на один день, принимает участие по несколько тысяч человек со всей России, специально приезжающих или прилетающих на место поиска.
— Родственники найденных вами людей благодарят вас?
— Много благодарных людей. И среди них не только родные и друзья тех, кого нашли живыми. Есть и родственники тех, кто, к сожалению, погиб. Финансовую помощь отряд не принимает. Только что-то вещественное: от канцтоваров до техники. Недавно, например, подарили дорогостоящий квадрокоптер, который облегчает поиски в природной среде.
— Светлана, что хотите сказать жителям Ивановской области?
— Я хочу обратиться к жителям по поводу пожилых людей. Не всегда человек, который сидит на лавке или на ступеньках — бомж или неблагополучный. Возможно, он дезориентирован. Он просто не знает, куда идти. Зачастую таких людей чураются. Принимают за бездомных, проходят мимо них. А это могут те люди, которых мы ищем, чьи фото на ориентировках, расклеенных на каждом столбу.
Я бы хотела призвать жителей внимательно относиться к пожилым людям, детям. Пожилые, которые уходят из дома в силу своего состояния здоровья, не понимают, куда идут. Они чистенькие, с потерянным взглядом. Наша невнимательность зачастую ведет к плачевным последствиям. Будьте внимательнее и добрее. И тогда мир заиграет новыми красками.